Основная информация

Кельнский собор - сохранившийся памятник цивилизации, служивший местом паломничества туристов со всего мира. Он поражает воображение и умы людей.

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства.

Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор - и его масштабы должны были затмить все остальные храмы.

Была и другая причина для возникновения столь своеобразного замысла. Кёльнский архиепископ Райнальд фон Дассель, канцлер и военачальник императора Фридриха I Барбароссы, получил от него останки Святых волхвов, или Трёх королей, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей. Так император отблагодарил владыку за боевую помощь при покорении Милана во время второго итальянского похода. В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для них в течение десяти лет изготавливался саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней - рака Трёх королей, одна из самых драгоценных святынь христианства. Высокий ранг, которого Кёльн достиг в западноевропейском христианском мире благодаря обретению этих реликвий, должен был воплотиться и в соответствующем кафедральном соборе.

Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремленные ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, Кёльнский собор стоял незаконченным каркасом, требующим едва ли не ремонта. Между хором, завершенным стеной около 1300 года, и южной башней располагался временно прикрытый неф длиной в 70 метров, а высотой лишь в 13 метров. Башни не были завершены. Только лишь 59-метровая южная башня упиралась в небо, как могучий обломок, но зато давала возможность вообразить задуманные масштабы стремящегося ввысь западного фасада с двумя башнями. Работы на южной башне были прекращены уже около 1450 года, а потом и вся строительная деятельность была полностью оставлена.

В 1842 году, после тщательных подготовительных работ, проведенных архитекторами Карлом Фридрихом Шинкелем и Эрнстом Фридрихом Цвирнером, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV дал задание завершить Кёльнский собор по первоначальным планам и 4 сентября 1842 года сам заложил первый камень. В 1862 году уже могли быть установлены стропильные фермы на продольном и поперечном нефах, в 1863-м началось строительство башен высотой 157 метров. 15 октября 1880 года в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки.

Однако и после этого торжества строительство продолжалось: застекляли окна, накладывали полы, и в конце концов пора было начинать отделку. В 1906 году одна из 24 больших декоративных башен, украшавших громадные башни главного фасада, рухнула; обломились и другие декоративные башни, а поврежденные места каменной кладки нужно было снова и снова приводить в порядок. После 1945 года работы начали с устранения повреждений, нанесенных бомбардировками во время Второй мировой войны. Но временная реставрационная контора стоит на площадке у собора до сих пор. Непогода и в первую очередь загрязнение окружающей среды способствовали многочисленным повреждениям и привели бы к окончательной гибели собора, если бы постоянно не принимались охранительные меры. Глава истории строительства Кёльнского собора не завершена и сегодня.

Вход в собор бесплатный. Первое впечатление от увиденного незабываемо. Вы будто попадаете в другой мир, в чужое измерение. Здесь нет мирской суеты и на мгновение время останавливается. Пребывание в соборе - часы особенного счастья, полной гармонии. Кельнский собор - это сам по себе целый город, по его нефам и капеллам можно гулять целый день. Отличная акустика и умиротворяющие волшебные звуки органной музыки погружают вас в иную, незнакомую атмосферу.

Кельнский собор - это не только место проведения церковных служб, но и крупнейший музей, где собраны за долгие столетия богатейшие коллекции картин, скульптур и драгоценностей. В соборе хранятся сокровища, которые просто невозможно перечислить и назвать их цену. Среди них, в первую очередь, следует упомянуть такие памятники средневекового искусства, как ряды деревянных скамей на хорах (на 104 места, они самые большие в Германии), фрески над ними, главный алтарь, 14 скульптур - Христос, Дева Мария и двенадцать апостолов на ограде хоров. Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи. Окна королей, а также библейские окна и окна Святых волхвов, расположенные в галерее хоров, в боковой капелле, сохранились с 1280 года. 1310 годом датируются царские витражи в верхнем ярусе хоров. В осевом витраже сцена поклонения трех царей-волхвов Богоматери и младенцу Христу.

Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим действующим колоколом в мире является «Петер» - его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно - в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. За ним следует старинный колокол «Претиоза» («Изысканная»), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн и в свое время был самым большим в Европе. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола.

Если вам доведется побывать в Кельнском соборе, обязательно посмотрите на старинный город с высоты птичьего полета, поднявшись по узкой винтовой каменной лестнице и преодолев 509 ступенек. Отсюда, с высоты 100 метров, перед вами откроется великолепная панорама Кельна. Вы запросто сможете пересчитать все восемь мостов, раскинутых по Рейну. Современные постройки не будут казаться вам высокими по сравнению с монументальностью собора. Внизу кипит жизнь и все кажется каким-то маленьким, незначительным, бесценным. Здесь же, на высоте 100 метров, ты стоишь лицом к лицу с собором - с великим памятником архитектуры, которому теперь понятно каждое движение твоей души. Ведь собор - не кусок камня, а живое олицетворение вечности.

Внизу, на площади возле собора, своего рода культурный центр Кельна. Вы можете приобрести любой памятный подарок с изображением Кельнского собора. Не торопясь разгуливают толпы туристов, вокруг музыка, громкие детские голоса. Людей различных наций и вероисповеданий словно притягивает энергетика этого собора, доказывая, что Кельнский собор - достопримечательность не только Германии, но и всего мира.
Рейтинг по 2 отзывам: 5

Отзывы об этом месте: Написать отзыв

был здесь в августе 2011 года.
5.0

DOM

Сначала мы проехали Кёльн по дороге из аэропорта. Осталось ощущение сдержанного, аккуратного европейского низкостроя. На пути не попалось ни бизнес-высоток, ни каких-либо огромных стеклянных торговых центров. Второй раз мы уже целенаправленно двинулись в центр Кельна. А пока нас привезли в спокойный- преспокойный пригород Кельна, в Брюлль (Bruhl). Запах провинциального немецкого дома в Брюлле почему-то сильно напомнил запах провинциального английского дома в Борнмуте, пригороде Лондона, где я безуспешно изучал английский в течение месяца лет эдак 9 назад. Брюлль - это городок, где ходят только по центральной улице и только в полдень. По другим улицам ездят на машинах, позднее 18.00 людей не встретить совсем вообще нигде в принципе. Вдоль чистых улочек посажены разноцветные ухоженные домики, позаимствованные из европейских или даже американских фильмов, где в одном доме живет семья, и к ним ночью с заднего входа через незапертую дверь в сад забирается какой-нибудь злой дядька. И вот мы выбрались в город, направившись сразу к главной достопримечательности города, объекту всемирного наследия ЮНЕСКО, Кёльнскому Собору или, как его называют немцы, к DOM. Наверное, за это небольшое путешествие, это было единственное место, где мне действительно очень хотелось побывать. Самое долгое строительство, самое высокое здание в каких-то там годах, главный символ города. Проходя рядом с Домом, ощущаешь энергетический столп, который, обхватывая Кельнский собор, устремляется вверх, значительно выше двойных башен, и одновременно с этим продолжается вниз, пронизывая ровную светлую площадь центральной площади Кельна. Величественный средневековый почти черный DOM сильно выделяется на фоне аккуратных современных новых или не менее аккуратных отреставрированных старых средневековых домиков, на некоторых из которых нанесен год постройки, например 1265. Эти домики обступают Собор со всех сторон настолько плотно, что кажется, что Дому тесно, и он еще сильнее стремится куда-то вверх. Когда я вошел внутрь, мой взгляд приковался к мозаике на противоположной стороне собора, и я, продолжая ощущать, как мои мысли как- будто по разным ребрам многогранной пирамиды поднимаются к ее вершине, собираясь в точку, и затем лучом отправляются куда-то вверх, замер, всматриваясь в перекрестье мозаичных стекол. Думать хотелось аккуратно, я старался вообще не думать. Слова священника резонировали где-то в темечке и, мне казалось, что я понимаю, о чем он читает. Еще периодически ловил себя на мысли, что хочется перекреститься, но почему-то сие действо каждый раз казалось совершенном неуместным в католической церкви. Общее впечатление немного портили толпища туристов, которые не уставали беспрестанно фотографировать. От вспышек хотелось уворачиваться. Что они увидят на этих фотографиях? Неужели возможно снять атмосферу храма? Или, может быть, в интернете фотографии хуже? Или можно запечатлеть на мыльницу свои ощущения? Полноэкранный режим-вирус «китаец» одолел большую часть приезжих, независимо от расы и вероисповедания. Я старался смотреть чуть выше голов, чтобы на глаза попадалось как можно меньше жадных до фотографий глаз людей и фотоаппаратов, и вместо них, я видел пустые глазницы темных скульптур королей и правителей древности, их суровые лица олицетворяли силу и знание. Они знали обо мне значительно больше, нежели я о них. Фигуры дышали средневековьем. Фигуры жили в веках. Фигуры хранили мудрость. Нам повезло, заиграла органная музыка. Теперь захотелось застыть, как сурикат в пустыне, и вникать в звуки органа, звуки, которые редко услышишь в обычной жизни. Гармония внутреннего убранства (или скорее интерьера) собора и органной музыки заставляла отпустить мысли и отдаться созерцанию. Мы не упустили возможность подняться наверх собора по отточенным десятилетиями ногами туристов ступенькам. По лестнице это сделать вовсе не просто, поскольку помимо высоты (порядка 100 м), проход внутри лестничного колодца чрезвычайно узок, и трюк, заключающийся в том, чтобы разойтись с тучным человеком, который уже топает вниз, мягко говоря, не прост в исполнении и требует сноровки и гибкости. Наверху же меня больше всего порадовал отнюдь не открывающийся вид, а исписанные разноцветными фломастерами и штрихом стены собора. Надписи были разные, но большая их часть была из серии «Здесь был Ганс. 1997». Самая ранняя надпись, которую мне удалось найти, датировалась 1968 г. Были естественно и русские. Интересно, что ограждения, видимо, переделывались довольно много раз, поскольку заметно менялся в годах доступ к всевозможным элементам декора здания, до которых дотягивались длинные руки туристов, жаждущих запечатлеть фломастером или острым ключом свои имена в веках. Возвращаясь из средневекового католического Дома на площадь, окунаешься в пестрящую толпу людей всевозможных национальностей. Тут же начинается главная шопинговая улица, по которой мы и отправились заканчивать наш насыщенный переживаниями день, дабы купить немного китайских сувениров и заодно, отвлекшись на блестяшки и побрекушки, упаковать новый багаж знаний и впечатлений в менее объемный чемодан для обратной дороги, дабы не привезти домой слишком много.

19 сентября 2011

был здесь в сентябре 2008 года.
5.0

ПОТРЯСАЮЩЕ!!!!!

Мощь его просто завораживает, устрашает и притягивает, а чернота показывает его возраст и одновременно добавляет какую-то загадочность.. Всем советую увидеть это чудо своими глазами, не пожалеете)))))

2 декабря 2009